Правильно подобранное моторное масло — залог безотказной и долгой работы автомобиля. Сегодня водители ориентируются больше в определениях масла: «зимнее», «летнее» и «всесезонное». Между тем, знание индекса сорта смазки потребуется для обеспечения наиболее комфортных условий работы агрегата.
Классы вязкости по SAE
Одними из важнейших параметров смазочного материала являются вязкость наряду с зависимостью от температурных условий. Упорядочивание требований к диапазону вязкости масел взяло на себя американское Общество автомобильных инженеров. Сегодня классификация моторных масел по SAE признана в большинстве стран. Система позволяет выбрать самый подходящий смазочный материал в зависимости от конструкции автомобиля, его возраста и условий использования.
Согласно классификации моторных масел по вязкости SAE различают две основных разновидности смазочного материала: зимние и летние. Масла, применяемые в холодное время года, имеют низкую вязкость и обозначаются индексом «W» (от «winter» – зима) в комплексе с цифровым обозначением. Обозначение смазочных материалов, предназначенных для использования летом, содержит лишь цифру. Распространенные в последние годы всесезонные масла сочетают в обозначении комбинации обоих рядов, например, моторное масло 0W-40. В качестве разделительного знака здесь используется именно тире, а не дробь или пробел. Иные виды написания некорректны, а нанесение аббревиатуры SAE рядом с ними не правомерно.
Вязкости в соответствии с SAE J300 версии 2015 года
Классификационная система SAE постоянно развивается. В 2015 году основополагающий стандарт J300 был пересмотрен и дополнен новыми классами SAE: 8, 12, и 16. Это объясняется необходимостью классифицировать новые моторные масла, более жидкие. Использование такой смазки целесообразно для новых агрегатов. В двигателях старого образца результат будет обратным.
Для более наглядного представления о стандартных параметрах вязкости масел различных типов, которые дает классификация моторных масел по SAE, таблица будет самым удобным вариантом:
Класс |
Значение вязкости при низких температурах |
Температура прокачиваемости (предельная) |
Значение вязкости при 100 град. Цельсия в мм2/с |
Показатель вязкости HTHS (высокотемпературной) при 150 град. Цельсия, мПа·с |
|||
мПа·с |
град. Цельсия |
мПа·с |
град. Цельсия |
min |
max |
min |
|
0W |
6200 |
-35 |
60000 |
-40 |
3,8 |
- |
- |
5W |
6600 |
-30 |
-35 |
3,8 |
- |
- |
|
10W |
7000 |
-25 |
-30 |
4,1 |
- |
- |
|
15W |
7000 |
-20 |
-25 |
5,6 |
- |
- |
|
20W |
9500 |
-15 |
-20 |
5,6 |
- |
- |
|
25W |
13000 |
-10 |
-15 |
9,3 |
- |
- |
|
8 |
- |
- |
4,0 |
<6,1 |
1,7 |
||
12 |
- |
- |
5,0 |
<7,1 |
2,0 |
||
16 |
- |
- |
6,1 |
<8,2 |
2,3 |
||
20 |
- |
- |
6,9 |
<9,3 |
2,6 |
||
30 |
- |
- |
9,3 |
<12,5 |
2,9 |
||
40 |
- |
- |
12,5 |
<16,3 |
3,5 (0W-40, 5W-40, 10W-40) |
||
40 |
- |
- |
12,5 |
<16,3 |
3,5(40,15W-40, 20W-40, 25W-40) |
||
50 |
- |
- |
16,3 |
<21,9 |
3,7 |
||
60 |
- |
- |
21,9 |
<26,1 |
3,7 |
Чтобы выбор подходящего моторного масла был правильным, потребуется учесть рекомендации производителя смазки, а также условия, в которых предполагается эксплуатировать транспортное средство.